В послании было особо подчеркнута, что под руководством Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева страна превратилась в стабильное и авторитетное в мире государство.
В послании Президент высказал свои соображения по реализации предвыборной платформы.
І. Современное эффективное государство.
Политическая трансформация в Казахстане будет постепенно и неуклонно осуществляться с учетом интересов государства и народа.
Политические реформы будут осуществляться последовательно, настойчиво и продуманно на основе фундаментального принципа: успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны.
Цель - «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это является основой стабильности государства.
Общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения.
Государственный аппарат будет ориентирован на нужды граждан. Будет повышаться его эффективность, но одновременно с 2020 года по 2024 годы количество госслужащих и работников нацкомпаний сокращено на 25 процентов.
Продолжится создание условий для развития языков и культуры всех этнических групп в Казахстане.
II. Обеспечение прав и безопасность граждан.
Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем.
Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан.
Нужно ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей.
С повестки дня не сходит вопрос системной борьбы с коррупцией.
Одной из самых актуальных задач остается полноценная реформа правоохранительной системы. На первом этапе необходимо до конца 2020 года реорганизовать работу Комитета административной полиции. На реформу МВД будет направлено 173 млрд. тенге в течение трех следующих лет. Эти средства пойдут на повышение заработной платы, аренду жилья, создание современных фронт-офисов полиции по принципу Центров одного окна.
Перед нами стоит задача формирования боеспособной армии на основе новой концепции. Укомплектованная профессионально подготовленными, преданными Родине офицерскими кадрами и военнослужащими, армия должна быть готова к отражению угроз безопасности страны в новых геополитических реалиях.
III. Развитая и инклюзивная экономика.
Экономика Казахстана поступательно развивается. Показатели экономического роста превышают среднемировые значения.
К 2025 году можно обеспечить ежегодный устойчивый рост валового внутреннего продукта на 5% и выше. Для этого нужно реализовать ряд структурных задач.
Первое. Отказ от ресурсного менталитета и диверсификация экономики.
«Экономика знаний», повышение производительности труда, развитие инноваций, внедрение искусственного интеллекта - основные факторы экономического прогресса.
Второе. Повышение отдачи от квазигосударственного сектора.
Правительство вместе со Счетным комитетом должны провести анализ эффективности государственных холдингов и нацкомпаний.
Количество государственных компаний можно и нужно сократить.
Правительству необходимо системно и предметно заниматься вопросами ценообразования и тарифов. Это касается и товаров и услуг естественных монополистов.
Наша цель – обеспечить полноценное развитие рыночных институтов и механизмов при стабилизирующей роли государства.
Третье. Эффективный малый и средний бизнес – прочная основа развития города и села.
На поддержку предпринимательства из Национального фонда выделено порядка 100 млрд. тенге.
В рамках новых проектов должны были создаваться новые компании и рабочие места. Это напрямую связано с «экономикой простых вещей».
В этом контексте Правительству необходимо разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.
С января 2020 года вступит в силу решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса.
Систему государственной финансовой поддержки МСБ нужно «перезагрузить», отдавая приоритет новым проектам. В рамках новой «Дорожной карты бизнеса» необходимо выделить на эти цели дополнительно 250 млрд. тенге в следующие три года.
Нужно активно внедрять новые формы поддержки бизнеса с упором на социальные аспекты – создание семейных бизнесов, в первую очередь для многодетных и малообеспеченных семей.
Следует обратить особое внимание и на развитие туризма, в особенности эко- и этнотуризма, как на важную сферу экономики.
Четвертое. Поддержка национального бизнеса на международных рынках.
Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.
Для этого Правительству необходимо разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование. Следует серьезно активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Казахстан взял курс на развитие цифровой экономики.
Здесь предстоит большая работа. Правительству предстоит адаптировать законодательство под новые технологические явления: 5G, «Умные города», большие данные, блокчейн, цифровые активы, новые цифровые финансовые инструменты.
Казахстан должен стать брендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства, строительства и размещения дата-центров, развития транзита данных, участия в глобальном рынке цифровых услуг.
Правительству следует продолжать оказывать содействие деятельности Международного финансового центра, который мог бы стать платформой для развития новейших цифровых технологий.
Пятое. Развитый агропромышленный комплекс.
Казахстан имеет значительный потенциал для производства органической и экологически чистой продукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом.
Следует поэтапно увеличить количество орошаемых земель до 3 млн. гектар к 2030 году. Это позволит обеспечить рост объема сельхозпродукции в 4,5 раза.
Нужно отходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, которая достигла 70%, в то время как перерабатывающие предприятия загружены всего на 40%.
Земля продаваться иностранцам не будет. При этом основная задача – обеспечить эффективное использование земель.
Продолжится реализация проекта «Ауыл – Ел Бесігі», в рамках которых Правительством будут выделены 90 млрд. тенге в следующие три года дополнительно к 30 млрд. тенге, выделенным в этом году.
Эти средства пойдут как на решение инфраструктурных вопросов – транспорт, водоснабжение, газификация, так и на ремонт и строительство школ, больниц, спортивных площадок.
Шестое. Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование.
Необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода.
Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым Кодексом.
Отдельная проблема – повышение качества текущей налоговой системы. Она должна стимулировать компании инвестировать в человеческий капитал, в повышение производительности труда, техническое перевооружение, экспорт.
Следует повсеместно вводить безналичные платежи, устранив сдерживающий фактор – высокую комиссию банков.
Для поддержки экспорта несырьевой продукции предстоит рассмотреть вопрос применения более простых и быстрых процедур возврата НДС.
Следует обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на приемлемых условиях и на длительный срок.
Седьмое. Вопрос эффективного использования Национального фонда.
Необходимо снизить использование средств Национального фонда для решения текущих проблем. Это средства будущих поколений.
Трансферты Национального фонда должны выделяться только на реализацию программ и проектов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики.
Объем гарантированных трансфертов с 2022 года постепенно должен быть снижен до 2 триллионов тенге.
Необходимо значительно повысить эффективность инвестиционной политики при использовании средств фонда.
Восьмое. Повышение уровня заработной платы.
Доходы крупных горнодобывающих компаний растут, но зарплаты граждан существенно не увеличиваются.
Правительству следует рассмотреть возможности стимулировать работодателей увеличивать фонд оплаты труда.
ІV. Новый этап социальной модернизации.
Бюджет страны должен быть ориентирован на две основные цели – развитие экономики и решение социальных проблем.
В социальной сфере особое внимание следует уделить следующим направлениям.
Первое. Повышение качества образования.
Следует расширить сферу действия программы «С дипломом – в село» и продолжить работу на новом уровне.
Необходимо отбирать талантливую сельскую молодежь и готовить ее для обучения в отечественных и зарубежных вузах.
Правительству необходимо разработать Дорожную карту по поддержке одаренных детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Необходимо рассмотреть вопрос о сокращении числа высших учебных заведений, которые не обеспечивают качественное образование.
Обеспечение школьников качественными учебниками – прямая обязанность профильного министерства.
Эти меры не дадут эффекта, если мы не улучшим социальное положение учителей и преподавателей.
Поэтому в течение предстоящих четырех лет будет повышена заработная плата учителей в два газа.
Правительству следует рассмотреть проблему развития науки под углом зрения повышения уровня научных исследований и их применения на практике.
Второе. Поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества.
Вопросы защиты прав ребенка и противодействия бытовому насилию должны быть приоритетом.
Особое внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями.
Правительству следует разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождения детей с диагнозом ДЦП.
Необходимо расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности».
На эти цели будут выделены не менее 58 млрд. тенге в течение 3 лет.
Особого внимания требуют вопросы укрепления здоровья нации.
2020 год объявлен «Годом волонтера».
Третье. Обеспечение качества и доступности медицинских услуг.
С 1 января 2020 года в Казахстане запускается система обязательного социального медицинского страхования.
Государство сохраняет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. На его финансирование будет направлено более 2,8 трлн. тенге в течение следующих трех лет.
В свою очередь, реализация ОСМС призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг.
Четвертое. Поддержка работников культуры.
Правительство должно со следующего года увеличить зарплату работников культуры. Кроме того, социальные льготы, которые действуют в сферах образования и здравоохранения, должны быть предоставлены и работникам культуры.
Пятое. Дальнейшее развитие системы социальной поддержки.
За 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн.
Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более. В результате получили серьезный рост патерналистских настроений. Правительству следует скорректировать механизм ее выделения, чтобы она мотивировала к труду, а не к праздному образу жизни.
Нужно позаботиться о детях из малообеспеченных семей. Для них необходимо ввести гарантированный социальный пакет – регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату медицинской, в том числе стоматологической помощи, возмещение затрат на проезд в общественном транспорте. Все эти меры должны вступить в действие с 1 января 2020 года.
Шестое. Развитие отечественной пенсионной системы.
На текущий момент проблема недостаточности пенсионных сбережений не столь ощутима. Однако уже через 10 лет ситуация может измениться. При этом уровень накоплений и инвестиционных доходов, получаемых с пенсионных активов, остается низким.
Поэтому Правительству совместно с Национальным банком следует провести серьезную работу по повышению эффективности пенсионной системы.
Правительству до конца года необходимо проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования.
V. Сильные регионы – сильная страна.
Первое. Повышение эффективности работы местных органов власти.
У людей всегда должен быть доступ к местным властям.
Ели в результате опроса или онлайн-голосования более 30% жителей считают, что аким города или села неэффективен – это основание для создания Администрацией Президента специальной комиссии с целью изучения возникшей проблемы с внесением соответствующих рекомендаций.
Второе. Реформа системы межбюджетных отношений.
Со следующего года в распоряжение регионов передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ.
Районный, городской и сельский уровни власти должны стать экономически более самостоятельными в решении задач местного значения.
Третье. Управляемая урбанизация и единая жилищная политика.
Необходимо расширить компетенции акиматов трех самых крупных городов, в том числе и в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования архитектурного облика.
Следует разработать единую жилищную политику. Основной принцип – повышение доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения.
В течение трех лет необходимо решить вопрос предоставления жилья малообеспеченным многодетным семьям, стоящим в очереди. Их около 30 тысяч.
Гражданам, которые не располагают доходами для приобретения жилья в собственность, надо дать возможность проживания на условиях социальной аренды. На эти цели к 2022 году государством будет выделено свыше 240 млрд. тенге.
Необходимо выделить регионам не менее 30 млрд. тенге за два года в виде бюджетных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда.
Четвертое. Развитие инфраструктуры.
Жители различных регионов страны имеют разный уровень доступа к чистой питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре. Необходимо активизировать работу по нивелированию этого неравенства.