Почесне консульство 
Республіки Казахстан 
в Одесі
  • Про Консульство
  • Інформаційна допомога
  • Про Казахстан
  • Контакти
  • Почему гуманитарный груз из Китая на Украину возит казахстанская авиакомпания

    Авиаперевозчики мира испытывают большие трудности.

    Весной 2020 года, когда пандемия коронавируса SARS-CoV-2 бушует по всему миру, но уже пошла на спад в Китае, власти и бизнес Поднебесной начали оказывать гуманитарную помощь многим странам мира. В их числе оказалась и Украина.

    В конце марта для борьбы с COVID-19 китайская сторона подтвердила готовность выделить Украине противозащитные средства и тест-системы для выявления коронавирусной инфекции. Однако украинская сторона столкнулась с серьезной проблемой: как доставить гуманитарный груз из Китая? В распоряжении у украинцев не оказалось грузового самолета с большой дальностью полета и нужной грузоподъемностью. Проблема была усугублена еще и тем, что украинским самолетам по-прежнему нельзя входить в воздушное пространство России — его приходится облетать.

    Для решения проблемы власти обратились в посольство Казахстана на Украине с просьбой оказать содействие: возможно, какая-то из казахстанских авиакомпаний сможет решить задачу. И такая нашлась: посольство в оперативном режиме согласовало вопрос с казахстанской авиакомпанией SCAT. С 29 марта 2020 казахстанский перевозчик уже совершил два рейса из китайского города Сямэнь в столицу Украины - Киев. В Незалежную была доставлена жизненно необходимая продукция: защитные костюмы, медицинские маски, тест-системы ПЦР и другие средства. Вес доставленного груза - более чем 50 тонн.

    По мере формирования достаточного объема груза в пунктах комплектования гуманитарной помощи SCAT совершит еще около 8 рейсов из Китая на Украину. 

    Грузовые рейсы — это чуть ли не единственная работа, которая еще осталась у пассажирских авиакомпаний. Та же SCAT еще в начале марта, до ввода режима ЧП в Казахстана, была вынуждена сокращать регулярные и туристические рейсы в Китай. Авиакомпания вывезла казахстанских туристов с острова Хайнань, отправив за ними пустые воздушные суда. Потом последовала приостановка регулярных рейсов в Саудовскую Аравию, Чехию, Японию, Турцию, Монголию, Индию, Египет, Армению, Грузию, Азербайджан и Российскую Федерацию.  

    «Ввиду того что ограничения были введены очень быстро, многие казахстанцы не успели вернуться домой. Для того чтобы вернуть наших сограждан, авиакомпания SCAT организовала репатриационные рейсы. За прошедшие две недели SCAT доставила на родину около 3 000 казахстанцев из Грузии, Турции и Российской Федерации. Большая часть рейсов уже выполнена, однако по мере поступления запросов компания продолжает возвращать наших сограждан. К примеру, 3 апреля компания доставит домой из Турции 235 казахстанских студентов. Выполняя репатриационные рейсы, авиакомпания уделяет особое внимание строгому соблюдению норм безопасности, установленных Министерством здравоохранения РК и Всемирной организацией здравоохранения», - рассказывают в авиакомпании. 


    Как последний бастион «пали» рейсы между крупными городами Казахстана, в которых в конце марта ввели карантин. С 1 апреля из-за ввода дополнительных ограничений в отношение авиасообщения между городами РК, SCAT вынужденно приостановила выполнение регулярных рейсов. Конечно, мера эта временная и необходимая — из-за закрытия сообщения между городами выполнять рейсы не представляется возможным ни для каких видов транспорта, включая авиацию. До этого момента SCAT оставалась единственной казахстанской авиакомпанией, которой удавалось сохранить часть внутренних маршрутов, преимущественно на западе РК.


    Сейчас компания периодически выполняет грузовые авиарейсы. В нынешних обстоятельствах в основном это гуманитарный груз. Для этого используется в том числе и пассажирский салон самолетов. 

    В целом же в мире сегодня более трети мирового парка из 8500 пассажирских самолетов было припарковано, и на регулярных рейсах на начало апреля 2020 используется менее половины общего количества пассажиро-мест по сравнению с серединой января 2020. Многие эксперты отрасли ожидают, что когда пандемия коронавируса закончится, авиакомпаниям потребуются годы, чтобы вернуться к своим прежним производственным показателям. Это плохой сценарий для производителей самолетов и их поставщиков.

    Так, по оценкам Роберта Сталларда, аналитика Vertical Research Partners, авиакомпаниям потребуется 6300 новых самолетов в ближайшие пять лет, что примерно на 2000 меньше, чем он прогнозировал всего несколько месяцев назад. Это основано на оценке резкого сокращения перевозок авиакомпаний в этом году - на 40%, что примерно соответствует прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Организация оценила ущерб авиакомпаний от COVID-19 в $113 млрд.

    Аналитик авиакомпании Cowen Хелэйн Беккер рассказал Forbes: для того чтобы трафик вернулся к прежнему уровню, потребуется от 18 до 24 месяцев. Для сравнения: после 11 сентября 2011 американским авиакомпаниям потребовалось примерно семь лет, чтобы полностью восстановить прежний трафик на рейсах протяженностью более 500 миль.